Познавательные игры для дошкольника

Ни для кого не секрет, что основным видом деятельности дошкольников является игра. Именно при помощи игры происходит умственное, нравственное и физическое развитие. Причем все компоненты развития связаны между собой, что если один из них не сформирован, то остальные дальше, просто не развиваются. Именно при помощи интересных и занимательных занятий дети развиваются и познают окружающий их мир.

1. «Что такой длины? Ширины? Высоты?»


Эта игра научит дошкольника обращать внимание не только на общую величину предмета, но и на отдельные ее параметры - длину, ширину и высоту. Вы загадываете какой-нибудь предмет (например, стол) и делаете узкую бумажную полоску, равную его длине. Чтобы отгадать загаданное, ребенку надо будет сравнить длину разных предметов, стоящих в комнате, с этой полоской. Потом загадайте другой предмет, измерив его высоту, третий - измерив его ширину. Следите, чтобы ребенок измерял именно тот параметр величины, который вы задали. Играя, можно меняться ролями - тогда загадывать будете по очереди вы и ваш ребенок.

2. «Волшебная палитра»

Получать оттенки цветов, смешивая краски, можно в рисовании. Лучше всего пользоваться при этом гуашью. Ваш ребенок может нарисовать, «как светлеет небо на рассвете», с помощью синей и белой красок. Разбеливать синюю краску нужно на палитре (или на заменяющем ее блюдце), постепенно добавляя белила и последовательно нанося мазки на лист бумаги. Чем больше получится оттенков, тем лучше, главное - добиться, чтобы оттенки изменялись как можно равномернее. Другие задания на получение оттенков, но различающихся уже не по светлоте, а по цветовому тону, - нарисовать, «как заходит солнце» (переход от оранжевого к красному цвету), «как желтеют листья осенью» (переход от зеленого к желтому) и так далее.

3. В игре «Угадай, что спрятано»

От ребенка потребуется умение представлять предметы по их словесному описанию и самому давать описания различных предметов. Спрячьте какую-нибудь игрушку и опишите ребенку ее внешний вид, «например: «Желтое, тело круглое, голова круглая, клюв острый» (цыпленок). Если ребенок догадается, вы отдаете ему спрятанный предмет. Следующим прятать и описывать предмет будет ребенок. Можно разнообразить игру, пряча предметы в «чудесный мешочек» и предлагая ребенку, после того как он отгадает, найти загаданный предмет на ощупь.

4. «Пляшущие человечки»

Нарисуйте на листе бумаги несколько рядов «пляшущих человечков» 3-4 видов. Например, один человечек, у которого ножки вместе, а руки в стороны, у другого - ножки в стороны, а руки вниз, у третьего - руки и ноги в сто¬роны, а четвертый стоит «смирно». Эти рисунки могут чередоваться в любой последовательности. Предложите ребенку в течение 8-10 минут просматривать ряды «пляшущих человечков» и отмечать карандашом только тех, которые стоят «смирно».
Затем вы можете посчитать количество ошибок, допущенных ребенком (это либо неотмеченные «смирные» человечки, либо отмеченные неверно), и предложить ему посоревноваться с вами в точности выполнения задания. Несколько ваших проигрышей явно повысят интерес ребенка к выполнению задания.

Можно предложить это же задание с геометрическими фигурами (квадратами, треугольниками, кругами), заштрихованными определенным образом (сверху вниз, из стороны в сторону, по диагонали).

5. Развить память ребенка помогает игра «Пары картинок».

Для проведения игры подберите 7-8 пар связанных друг с другом по смыслу картинок. Разложите их попарно перед ребенком. Например, картинка, изображающая дерево, кладется рядом с изображением леса, а картинка, изображающая дом,- рядом с изображением окна (возможны любые взаимосвязи изображенных предметов).

Предложите ребенку внимательно рассмотреть все картинки и постараться запомнить как можно больше картинок из правого ряда. Через 2 минуты уберите картинки из правого ряда, оставив нетронутым левый ряд. Попросите ребенка, чтобы он, глядя на оставшиеся картинки, назвал те, которые убраны.

Если ребенок сам затрудняется установить связи между картинками, помогите ему на примерах. Можно усложнить эту игру, увеличивая постепенно количество пар картинок, уменьшая время их предъявления или усложняя связи между ними. Так постепенно ребенок будет приучаться к установлению все более сложных смысловых связей в запоминаемом материале.

‹ Предыдущая Следующая ›

Мы ВКонтакте: vk.com/womenswhim